среда, 13 июня 2012 г.

Эх, тачанка-ростовчанка…

В связи с недавней моей поездкой в Ейск, мне бы хотелось поделиться небольшой, но как мне кажется познавательной информацией (по крайней мере, для меня это так и было). Когда в автобусе мы уже начали подъезжать с юга со стороны Батайска к Ростову, я отодвинул на окне занавеску и начал смотреть в окно. Неожиданно для меня при подъезде к гребному каналу вдалеке на холме стал расти огромный монумент, который был для меня одновременно знакомым и незнакомым. Я сразу не мог припомнить откуда я его помню, но потом все прояснилось – календарики и открытки советских времен моего детства – вот откуда я его знаю. Визуально этот памятник я хорошо вспомнил, а вот название – никак не приходило на ум. Уже позже, по приезде домой, по ноутбуку в программе 2ГИС я нашел это место, что мы проезжали и краткое описание памятника, название которому было «Тачанка-Ростовчанка».

Как только я прочитал это название мне сразу же на ум пришел знакомый с детства куплет:
Эх, тачанка-ростовчанка,
Наша гордость и краса,
Конармейская тачанка,
Все четыре колеса!

В результате монумент и песня слились в единое целое и многое для меня стало на свое место и стало понятным.

Для справки. Тачанка – это рессорная повозка с открытым легким кузовом для парной упряжки, применялась во время Гражданской войны 1918-1920 гг в кавалерии в качестве подвижной боевой площадки под станковый пулемёт. На тачанке помещались пулеметный расчет из 2-ух человек (наводчик с помощником) и ездовой, являвшийся одновременно запасным наводчиком. Использовались с усиленной упряжкой (тройка или четвёрка лошадей). Название «тачанка-ростовчанка» оказалось самым устойчивым из других существовавших тогда сочетаний и дошло до наших дней.

Что же собой представляет этот монумент. С первого взгляда, может показаться, что скульпторы не особо уделяли внимание мелочам: памятник кажется грубым, как будто вытесана из камня, может даже где-то и не до конца выполненный. Но это только на первый взгляд. Авторы монумента стремились показать скорость, движение и единство экипажа тачанки с лошадьми. Именно из-за стремления показать скорость и движение у памятника отсутствуют спины на колесах тачанки, а также поводья в руках ездового. Лично мне такие скульптуры, которые я бы назвал скульптурами монументального советского прошлого, очень нравятся. В них есть что-то завораживающее и величественное. В моем представлении такие памятники стоят на порядок выше и ярко выделяются среди других многочисленных памятников советских времен, например тому же Ленину (хотя даже против этих памятников я ничего не имею против).

Для справки. Памятник изготовлен в 1977 году. Скульпторы памятника В. Батяй, В. Косолапов, А. Скнарин. Архитектор памятника П. Ибалаков. Памятник расположен на Левобережье, где в январе 1920 года по линии Маныч-Батайск-Азов шли упорные бои Первой Конной армии Буденного с отступающими частями Добровольческой армии генерала Деникина. Надпись на памятной доске гласит: «1918. Посвящается легендарной 1 Конной Армии. Памятник сооружён в год 60-летия Великой Октябрьской социалистической революции».

Что еще мне стало известно из краткого описания памятника, так это то, что он выполнен из гипса и внутри абсолютно полый. И это меня действительно удивило. Ну не могу я поверить чтобы такой огромный монумент, сделанный целиком из гипса мог простоять под открытым небом столько времени и не получить каких-нибудь значительных повреждений. Визуально этому памятнику еще стоять и стоять. Поэтому я думаю, что наверняка этот гипсовый монумент был дополнительно покрыт каким-то слоем материала или в состав гипса был включен какой-то компонент, что придало монументу из гипса такую поразительную устойчивость к внешней среде и позволило простоять столько лет. Кстати, именно из-за того что памятник сделан из гипса, залазить на него категорически запрещено. Сегодня к этому памятнику ездят молодожены возложить цветы и сделать фото на память.

Как я узнал из Интернета, памятник тачанке есть не только в Ростове. Аналогичный монумент несколько больших размеров находится в городе Каховка (Украина, Херсонская область) и в народе его называют «Тачанкой-тавричанкой» (по имени таврийских степей).

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Что вы думаете о статье? Остасьте свой комментарий